Емкость понятий «бизнес» и «аналитика», пожалуй, того же порядка, что и таких общих понятий, как «дружба», «работа», «отдых». Поэтому неудивительно то, что под понятие «бизнес-аналитика» подпадает весьма и весьма значительное количество видов деятельности. До настоящего момента я не встречал ни одного определения этого термина, в котором более или менее полно давалась бы его структура, т.е. то из чего, собственно, бизнес-аналитика состоит, чем конкретно занимается бизнес-аналитик и т.п. Еще сложнее обозначить границы бизнес-аналитики, выделить ее среди таких понятий, как «менеджмент», «консалтинг», «информационные технологии».
Вероятно, в силу этих причин в своей работе я регулярно сталкиваюсь либо с недопониманием того, что это такое и для чего это нужно, либо с искаженным понимаем, выделением лишь узкого спектра работ, входящих в это понятие, или же обозначением того, что к бизнес-аналитике явно не относится. Это побудило меня к тому, чтобы написать статью на тему бизнес-аналитики. Как я уже писал выше, пытаться давать определение и всеобъемлющую структуру этого термина – дело, на мой взгляд, малоперспективное. Вместо этого я попытаюсь обрисовать сие понятие с сугубо практической точки зрения с акцентом на то, чем бизнес-аналитика может быть полезна для организаций различных мастей и размеров.
Итак, бизнес-аналитика — это, прежде всего, аналитика, т.е. представление некоторого явления нашей жизни (в нашем случае бизнеса, организации) в виде модели, отражающей его структуру, для облегчения понимания всеми заинтересованными сторонами. Пока понимание того, как работает бизнес или его отдельный компонент существует лишь в головах отдельно взятых сотрудников, этот бизнес находится в сильнейшей зависимости от этих сотрудников. Такой бизнес не может быть понят, и, соответственно, улучшен, развит, автоматизирован не только человеком со стороны, но и, зачастую, внутри организации. Он может быть весьма успешным до достижения им определенной «критической массы», которая для разных отраслей может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен сотрудников. При росте сверх этих критических значений издержки от царящего хаоса начинают многократно превышать потенциальные затраты на формализацию и регламентацию, что заставляет руководство задуматься о бизнес-аналитике.
Не смотря на наличие ключевого слова «аналитика», бизнес-аналитика – это не только анализ, но и синтез. Само по себе представление реального бизнеса в виде моделей пусть и полезно, поскольку повышает уровень понимания функционирования системы заинтересованными сторонами внутри и вне ее, но, как правило, не является самоцелью. В большинстве случаев бизнес-анализ направлен на совершенствование работы организации для достижения стоящих перед ней целей. Декомпозиция бизнеса до отдельных «осязаемых» элементов (например, операций бизнес-процесса) позволяет оценить их посредством различных методик (например, Activity Based Costing), предложить и сравнить варианты улучшения, скомпоновать все это «обратно» в новые организационные структуры, бизнес-процессы, архитектуру информационных систем и т.п. После чего реализовать улучшения в реальной жизни. Некоторые называют людей, занимающихся этим «бизнес-архитекторами», но по глубокому убеждению меня и большинства моих коллег любой бизнес-аналитик должен думать об этом и уметь делать это, а потому бизнес-проектирование является неотъемлемой частью бизнес-аналитики.
Потребность в бизнес-аналитике в организации, как правило, не ограничивается отдельными фиксированными во времени проектами повышения прозрачности, уровня регламентации и автоматизации бизнес-процессов, оптимизации. Устойчивый результат может принести ведение этой деятельности на регулярной основе в рамках классического цикла Деминга по нескольким причинам. Во-первых, жизнь не стоит на месте, изменяются сильные и слабые стороны организации, появляются новые возможности и угрозы, что требует изменений на всех уровнях. Здесь, конечно же, весьма полезными оказываются имеющиеся модели деятельности организации. Во-вторых, каждый этап оптимизации при должной оценке его результатов дает стимулы и бесценную информацию для следующих шагов, которые могут быть сделаны на этом пути. Широкое распространение получили различные подходы «класса» Business Process Management (BPM), предусматривающие непрерывное циклическое совершенствование бизнес-процессов и приведение их в соответствие с меняющимися стратегическими целями организации. В качестве примера такого комплексного подхода, включающего в себя помимо методологии еще и ПО моделирования и автоматизации бизнес-процессов (Workflow Management System), можно привести «Business Process Excellence» компании IDS-Scheer.
Тем не менее, проекты по бизнес-анализу не обязательно настолько глобальны. Вместо этого они могут решать конкретные, точечные задачи. Например, вы хотите внедрить систему электронного документооборота. Опишите сами или с привлечением внешнего бизнес-аналитика ваши бизнес-процессы по работе с документами, составьте техническое задание с вашими бизнес-требованиями к решению и передайте это в качестве вводной информации потенциальным поставщикам СЭД. Это поможет им достаточно точно рассчитать, а вам сравнить возможности, стоимости и сроки создания требующегося решения на различных программных платформах для выбора наиболее подходящего варианта.
Бизнес-аналитика непосредственно граничит с системной аналитикой, если речь идет о создании программных систем. Границы весьма размыты и понимаются разными людьми по-разному. Я предпочитаю относить к бизнес-аналитике все то, что находится в классическом цикле разработки ПО «до» создания документа «техническое задание» (или, иначе говоря, формирования требований) включительно, а к системной аналитике то, что начинается с создания документа «технический проект (дизайн)» (проектирования решения).
Бизнес-аналитики обычно участвуют в консалтинговых проектах (различного профиля) и разработке ПО. Однако, не следует смешивать эти понятия. Бизнес-анализ в данном случае выступает в качестве инструмента для создания интеллектуального продукта (в случае консалтинга) или программного продукта (в случае разработки ПО) в максимальной степени удовлетворяющего потребностям Заказчика.
Осязаемым результатом работы бизнес-аналитиков являются различные документы: аналитические записки, модели и описания к ним, технические задания, регламенты, инструкции, отчеты об обследовании и т.п.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что областей приложения бизнес-аналитики поистине множество. Соответствующий инструментарий может успешно применяться для решения массы задач в организациях практически любых размеров, отраслей, систем управления и т.п. Результаты работы бизнес-аналитиков помогают в достижении бизнес-целей, удовлетворении потребностей клиентов и других заинтересованных сторон.
Однако, найти хорошего бизнес-аналитика действительно непросто. По многолетнему опыту автора в реализации различных ИТ-проектов не более четверти людей, занимающихся бизнес-аналитикой, обладают необходимыми знаниями, способностями и навыками для того, чтобы не просто описать некоторую организационную систему «КАК ЕСТЬ», а придумать решение «КАК УЛУЧШИТЬ». Далее, не более четверти из той четверти имеют достаточно широкий кругозор в области менеджмента для того, чтобы взрастить это решение в системе бизнес- и функциональных стратегий, существующих в организации в формальном или неформальном виде, и обосновать его перед руководством заказчика, разговаривать с ним на одном языке. Если вам удалось найти такого действительно высокопрофессионального бизнес-аналитика, то это большая удача и такой специалист способен принести отдачу для бизнеса в десятки, сотни и тысячи раз превышающую его стоимость.