Занимаясь много лет автоматизацией бизнес-процессов, я не понаслышке знал, что такое ресурсные треугольники, квадраты, круги (шутка J) и прочие законы жанра. Если нужно сделать хорошее индивидуальное и функциональное решение под какую-то организацию, то почти всегда получается дорого. Если бюджет проекта составляет три копейки, то обычно получается очень сердито.
Наверное, не будет слишком уж сильным невежеством утверждать, что максимально возможный эффект для бизнеса от ИТ-решения, отнесенный к стоимости его разработки/внедрения — величина примерно одинаковая для решений разных вендоров, технологий, парадигм и т.п. Есть лишь только одна маленькая деталь – реальный эффект от ИТ-решения, как правило, существенно меньше максимального (часто иногда он меньше нуля) и стремится к максимальному в том случае, если это правильное решение для конкретной компании и внедряется оно правильными людьми. Попытки внедрить 1С в компаниях, где нужен SAP приводят к печальным последствиям. Равно как и внедрение SAP в компаниях, где вполне подойдет 1С приводит к неадекватным расходам на внедрение и дальнейшее сопровождение и, в конечном счете, к тем же печальным последствиям (для ИТ-руководства). Ну, собственно, это философия ИТ.
В силу наличия в голове описанных выше установок, я был настроен весьма скептически, когда впервые столкнулся с BPM-системами. Обещания разработчиков систем выглядели фантастически: комплексная автоматизация целых бизнес-процессов практически без программирования и с копеечной стоимостью лицензий. Здесь и далее я привожу в качестве примера систему BizAgi BPM Suite, хотя существует целый класс подобных систем под общим названием BPMS (Business Process Management System). Сразу возникали закономерные вопросы: для чего тогда существуют ИТ-подразделения, занимающиеся внедрением и стыковкой между собой систем разных классов и вендоров? Для чего существуют команды разработчиков почти на каждом предприятии, пишущие свои собственные системы «с нуля»? Для чего пользователям приходится ежедневно работать с десятком разных приложений? Ведь можно поставить одну BPM-систему «из коробки», посадить за нее продвинутого пользователя, который настроит в ней все бизнес-процессы компании, а другие менее продвинутые пользователи будут исполнять их в этой системе в соответствии со сделанными настройками! Конечно же, тогда я не поверил в то, что это возможно и был прав, но лишь отчасти…
Позднее я понял, что существует огромная область для BPM-систем, в которой их применение может быть многократно эффективнее (по соотношению результат/стоимость), чем применение ИТ-системы любого другого класса. Также я обнаружил, что распространенность BPM-систем в России неадекватно мала по сравнению с масштабами бизнес-областей, для которых они являются оптимальным решением.
В этой статье я приведу в качестве примера бизнес-кейс по внедрению BPM-системы и рассмотрю, для каких еще задач оправданно применение BPM-системы.
От общего к частному: бизнес-кейс по внедрению BPM-системы
Что за бизнес?
Некоторая компания А занимается персонализированной печатью в промышленных масштабах. В качестве примера продукции можно привести ежемесячные счета для абонентов оператора связи или периодические выписки по счетам для клиентов банка. Компания А получает от своих клиентов базы данных, в которых содержатся списки получателей и информация, которая должна быть напечатана для каждого из них. Далее компания А проводит дополнительную обработку этих баз данных для печати, формирует макеты с расположениям выводимой информации на листах стандартных форматов, согласует эти макеты с заказчиками в виде образцов печати. После этого данные в согласованном виде распечатываются на высокопроизводительных цифровых промышленных принтерах, упаковываются в конверты (конвертование) для отправки по почте. В конверты по желанию заказчика могут вкладываться дополнительные материалы (рекламные листовки, буклеты и т.п.). Затем конверты укладываются в картонные короба и передаются в почтовую компанию или курьерскую службу для доставки получателям. После всех взаиморасчетов с клиентом за оказанные услуги заказ считается закрытым.
Какие есть проблемы?
«Единицей» услуг, оказываемых компанией, является «заказ» — печать, упаковка и отправка определенного тиража для определенного клиента и здесь есть два важных обстоятельства:
- Выполнение каждого заказа должно происходить в определенной технологической последовательности (по большей части стандартной), причем, в этот процесс на разных этапах вовлечено большое количество разных людей, разнесенных территориально (технологический офис, цеха, отдел продаж и т.п.).
- Одновременно в компании выполняется множество заказов, находящихся на разных стадиях исполнения.
Очевидно, что необходимо управлять всей этой массой выполняемых заказов. Например, планировать загрузку людей и оборудования, раздавать рабочие задания, контролировать качество, заниматься отслеживанием и восстановлением брака и т.п. В компании отсутствует интегрированная система управление производством. Диспетчеризация заказов производится частично вручную, частично с лоскутной автоматизацией.
Этим обуславливаются следующие проблемы:
- Высокие ручные трудозатраты на ведение сводной информации по выполняемым заказам, их статусам, плановым датам отдельных операций и т.п.
- Недостаточное качество и актуальность подобной информации. В целом, невозможно быстро и точно сказать какой заказ на какой стадии находится в данный момент, в чьей зоне ответственности и т.п.
- Дополнительные издержки, связанные с недостаточно эффективным использованием оборудования и трудовых ресурсов.
- Отдельные виды проблем с качеством.
- Прочие стандартные проблемы, связанные с недостаточной автоматизацией основных бизнес-процессов и процессов управления.
Какое предложено решение?
Внедрение BPM-системы BizAgi BPM Suite, в частности:
- Описание бизнес-процесса выполнения типового заказа (и вариаций нетиповых заказов в качестве дальнейших направлений развития).
- Настройка данного бизнес-процесса в системе: сама схема процесса, схема данных и формы ввода данных, правила автоматического назначения исполнителей операций.
- Интеграция с системой 1С: получение из 1С исходных параметров заказа и передача в 1С информации о текущем статусе его выполнения.
- Интеграция с системой учета брака собственной разработки для передачи информации о браке между участниками бизнес-процесса.
- Выполнение заказов в рамках BPM-системы, накопление статистики по фактическим параметрам выполнения заказазов.
- Анализ и совершенствование выполнения бизнес-процессов (внесение соответствующих изменений в BPM-систему, в качестве дальнейших направлений развития).
Как это выглядит?
Описанный выше бизнес-процесс выполнения типового заказа, прорисованный в деталях в нотации BPMN, являющейся в настоящее время де-факто стандартом описания бизнес-процессов и поддерживаемой BizAgi BPM Suite:
Для работы в BPM-системе конечные пользователя (менеджеры и исполнители в настроенных бизнес-процессах) используют вэб-портал, с которым они взаимодействуют через браузер. В нем они непосредственно исполняют бизнес-процессы, получают сводную оперативную и аналитическую информацию в соответствии с правами доступа:
Пользовательский интерфейс BPM-системы представляет из себя набор настраиваемых форм, которые привязываются к операциям бизнес-процесса и отображаются для получение и ввода данных при выполнении соответствующей операции:
Формы в свою очередь получают и сохраняют информацию в базе данных BPM-системы. Информационная модель данных в BizAgi BPM Suite настраивается при помощи визуального редактора в соответствии с требованиями предметной области:
Также можно увидеть как это функционирует «в живую» на моем демонстрационном стенде: demo.kholodkov.ru
Какова стоимость данного решения?
- Стоимость лицензий BizAgi Xpress – 20 лицензий – 70.000 рублей.
- Стоимость работ по внедрению – 150.000 рублей.
- Стоимость оборудования (1 виртуальный сервер на платформе VMware vSphere) – 20.000 рублей.
- Стоимость системного ПО (Microsoft Windows Web Server 2008 R2) – 20.000 рублей
Итого: 260.000 рублей.
От частного к общему: области применения BPM-систем
У BPM-систем много «конкурентов» среди информационных систем других классов, при помощи которых те же самые бизнес-процессы могут быть автоматизированы иначе. В частности: учетные и интегрированные ERP-системы, системы электронного документооборота, корпоративные порталы взаимодействия, системы управления проектами и собственные разработки.
Однако, как уже было отмечено выше, существует много областей, в которых применение BPM-систем является оптимальным (наиболее эффективным) решением. О целесообразности применения BPM-системы в конкретной организации можно судить по следующим признакам:
- Деятельность организации имеет выраженный процессный характер в противоположность функциональному или проектному. Например, для конструкторского бюро, разрабатывающего новые виды ракетной техники, BPM-система будет малополезна в отличие, например, от хорошей комплексной системы управления проектами. А вот для кредитного агентства, рассматривающего заявки на получения кредитов, BPM-система может очень подходить в качестве средства автоматизации процессов рассмотрения заявок различных типов.
- В организации существуют процессы, растянутые во времени. Например, процесс приготовления блюда в ресторане занимается несколько десятков минут и вряд ли требует учета выполнения отдельных операций (нарезка картошки, жарка мяса и т.п.). Напротив, процесс поставки товаров из-за рубежа (заказ, оплата, транспорт, таможня и т.п.), длящийся дни и недели, — кандидат на исполнение в BPM-системе.
- В выполнение процессов вовлечено много людей, разнесенных географически. Очевидно, что если в процессе участвуют всего два человека, сидящих за соседними столами, то они смогут договориться и координировать совместную деятельность и без BPM-системы. Если же исполнителей много, то BPM-система реально облегчит управление, взяв на себя передачу «потока» и сопутствующей информации от процесса к процессу, от операции к операции, от человека к человеку.
- При выполнении процессов происходит обмен информацией между несколькими информационными системами. С точки зрения пользователя удобнее работать с одной информационной системой, однако на практике пользователям часто приходится получать и вводить информацию в различные системы: ERP-система, система электронного документооборота, CRM-система, корпоративный портал и т.п. В этом случае BPM-система может стать «единой точкой ввода и получения информации» пользователями при выполнении процессов. Сопутствующим извлечением и внесением данных в другие системы занимается «интегрирующая» BPM-система без участия пользователя.
Процессы, соответствующие перечисленный выше характеристикам («процессы для BPM-системы»), можно встретить во многих даже относительно небольших компаниях. Доля их в бизнесе может быть велика или мала. Также может быть высока или низка их важность для успеха организации.
Исходя из этих двух факторов, можно сделать вывод о целесообразности внедрения BPM-системы в конкретной организации. Если «процессов для BPM-системы» в компании много и/или они являются ключевыми, то имеет смысл рассмотреть возможность внедрения BPM-системы. В остальных случаях лучше посмотреть в сторону систем из других классов.
Наконец, приведем некоторые примеры отраслей и «процессов для BPM-системы» в них.
Отрасль (сфера деятельности) |
Процесс |
Поставки и торговля |
Процесс поставки партии товаров от поставщика Процесс исполнения заказа на покупку от клиента |
Управление недвижимостью |
Процесс сдачи объекта недвижимости в аренду Процесс продажи объекта недвижимости |
Телеком |
Процесс подключения услуги связи |
Полиграфия |
Процесс исполнения типового заказа персонализированной печати и почтовой рассылки Процесс исполнения типового заказа неперсонализированной печати |
Страхование |
Процесс принятия и выплаты по убытку |
Финансы |
Процесс рассмотрения заявки и выдачи кредита |
Информационные технологии |
Процесс типового внедрения программного продукта |
Государственное управление |
Процесс предоставления госуслуги |
Заключение
Если Вы видите в своей организации «процессы для BPM-системы» и написанное выше для Вас интересно – предлагаю Вам рассмотреть возможность внедрения BizAgi BPM Suite. Это не потребует от Вашей организации никаких материальных затрат в том случае, если вы все же решите, что BPM-система Вам не нужна. Почему? Потому что, сотрудничая с нами, Вы платите только за результат, который Вас устраивает. Более подробную информацию Вы можете найти здесь